Спонсоры сайта:

Наличие этой страницы в поиске?

Информеры ТИЦ и PR

  Yandex ТИЦ:  
   Google PR:  

Путешественникам, меломанам, бизнесменам, вебмастерам, новости.

Содержание | <<< | >>>

Очереди





Очередь — это линейный список информации, работа с которой происходит по принципу "первым пришел — первым вышел" (first-in, first-out); этот принцип (и очередь как структура данных) иногда еще называется FIFO[1]. Это значит, что первый помещенный в очередь элемент будет получен из нее первым, второй помещенный элемент будет извлечен вторым и т.д. Это единственный способ работы с очередью; произвольный доступ к отдельным элементам не разрешается.

Очереди очень часто встречаются в реальной жизни, например, около банков или ресторанов быстрого обслуживания. Чтобы представить себе работу очереди, давайте введем две функции: qstore() и qretrieve() (от "store"— "сохранять", "retrieve" — "получать"). Функция qstore() помещает элемент в конец очереди, а функция qretrieve() удаляет элемент из начала очереди и возвращает его значение. В табл. 22.1 показано действие последовательности таких операций.

Таблица 22.1. Работа очереди
ДействиеСодержимое очереди
qstore(A)A
qstore(B)А В
qstore(C)A B C
qretrieve() возвращает АВ С
qstore(D)B C D
qretrieve() возвращает ВC D
qretrieve() возвращает СD

Следует иметь в виду, что операция извлечения удаляет элемент из очереди и уничтожает его, если он не хранится где-нибудь в другом месте. Поэтому после извлечения всех элементов очередь будет пуста.

В программировании очереди применяются при решении многих задач. Один из наиболее популярных видов таких задач — симуляция. Очереди также применяются в планировщиках задач операционных систем и при буферизации ввода/вывода.

Чтобы проиллюстрировать работу очереди, мы напишем простую программу планирования встреч. Эта программа позволяет сохранять информацию о некотором количестве встреч; потом по мере прохождения каждой встречи она удаляется из списка. Для упрощения описание встреч ограничено 255 символами, а количество встреч — произвольным числом 100.

При разработке этой простой программы планирования необходимо прежде всего реализовать описанные здесь функции qstore() и qretrieve(). Они будут хранить указатели на строки, содержащие описания встреч.

#define MAX 100

char *p[MAX];
int spos = 0;
int rpos = 0;

/* Сохранение встречи. */
void qstore(char *q)
{
  if(spos==MAX) {
    printf("Список переполнен\n");
    return;
  }
  p[spos] = q;
  spos++;
}

/* Получение встречи. */
char *qretrieve()
{
  if(rpos==spos) {
    printf("Встреч больше нет.\n");
    return '\0';
  }
  rpos++;
  return p[rpos-1];
}

Обратите внимание, что этим двум функциям требуются две глобальные переменные: spos, в которой хранится индекс следующего свободного места в списке, и rpos, в которой хранится индекс следующего элемента, подлежащего выборке. С помощью этих функций можно организовать очередь данных другого типа, просто поменяв базовый тип обрабатываемого ими массива.

Функция qstore() помещает описания новых встреч в конец списка и проверяет, не переполнен ли список. Функция qretrieve() извлекает встречи из очереди, если таковые имеются. При назначении встреч увеличивается значение переменной spos, а по мере их прохождения увеличивается значение переменной rpos. По существу, rpos "догоняет" spos в очереди. На рис 22.1 показано, что может происходить в памяти при выполнении программы. Если rpos и spos равны, назначенные события отсутствуют. Даже несмотря на то, что функция qretrieve() не уничтожает хранящуюся в очереди информацию физически, эту информацию можно считать уничтоженной, так как повторно получить доступ к ней невозможно.

Рис. 22.1. Индекс выборки "догоняет" индекс вставки

	Начальное сосотояние очереди

  ↓spos
+---+---+---+---+---+---+---+---+---+---+---+
|   |   |   |   |   |   |   |   |   |   |   |
+---+---+---+---+---+---+---+---+---+---+---+
  ↑rpos

	qstore('A')

      ↓spos
+---+---+---+---+---+---+---+---+---+---+---+
| A |   |   |   |   |   |   |   |   |   |   |
+---+---+---+---+---+---+---+---+---+---+---+
  ↑rpos

	qstore('B')

          ↓spos
+---+---+---+---+---+---+---+---+---+---+---+
| A | B |   |   |   |   |   |   |   |   |   |
+---+---+---+---+---+---+---+---+---+---+---+
  ↑rpos

	qretrive()

          ↓spos
+---+---+---+---+---+---+---+---+---+---+---+
|   | B |   |   |   |   |   |   |   |   |   |
+---+---+---+---+---+---+---+---+---+---+---+
      ↑rpos

	qretrive()

          ↓spos
+---+---+---+---+---+---+---+---+---+---+---+
|   |   |   |   |   |   |   |   |   |   |   |
+---+---+---+---+---+---+---+---+---+---+---+
          ↑rpos

	qstore('A')

              ↓spos
+---+---+---+---+---+---+---+---+---+---+---+
|   |   | C |   |   |   |   |   |   |   |   |
+---+---+---+---+---+---+---+---+---+---+---+
          ↑rpos

Текст программы простого планировщика встреч целиком приведен ниже. Вы можете доработать эту программу по своему усмотрению.

/* Мини-планировщик событий */

#include <string.h>
#include <stdlib.h>
#include <stdio.h>
#include <ctype.h>

#define MAX 100

char *p[MAX], *qretrieve(void);
int spos = 0;
int rpos = 0;
void enter(void), qstore(char *q), review(void), delete_ap(void);

int main(void)
{
  char s[80];
  register int t;

  for(t=0; t < MAX; ++t) p[t] = NULL; /* иницилизировать массив
                                         пустыми указателями */

  for(;;) {
    printf("Ввести (E), Список (L), Удалить (R), Выход (Q): ");
    gets(s);
    *s = toupper(*s);

    switch(*s) {
      case 'E':
        enter();
        break;
      case 'L':
        review();
        break;
      case 'R':
        delete_ap();
        break;
      case 'Q':
        exit(0);
    }
  }
  return 0;
}

/* Вставка в очередь новой встречи. */
void enter(void)
{
  char s[256], *p;

  do {
    printf("Введите встречу %d: ", spos+1);
    gets(s);
    if(*s==0) break; /* запись не была произведена */
    p = (char *) malloc(strlen(s)+1);
    if(!p) {
      printf("Не хватает памяти.\n");
      return;
    }
    strcpy(p, s);
    if(*s) qstore(p);
  } while(*s);
}

/* Просмотр содержимого очереди. */
void review(void)
{
  register int t;

  for(t=rpos; t < spos; ++t)
    printf("%d. %s\n", t+1, p[t]);
}

/* Удаление встречи из очереди. */
void delete_ap(void)
{
  char *p;

  if((p=qretrieve())==NULL) return;
  printf("%s\n", p);
}

/* Вставка встречи. */
void qstore(char *q)
{
  if(spos==MAX) {
    printf("List Full\n");
    return;
  }
  p[spos] = q;
  spos++;
}

/* Извлечение встречи. */
char *qretrieve(void)
{
  if(rpos==spos) {
    printf("Встречь больше нет.\n");
    return NULL;
  }
  rpos++;
  return p[rpos-1];
}

----------

[1]Этот принцип имеет и другие названия: "первым пришел — первым обслужен", "в порядке поступления", "первым пришел — первым вышел", "обратного магазинного типа".


Содержание | <<< | >>>

C++ исходники. Все примеры - рабочие:

часы:

Dev C++ WinAPI Стрелочные часы Analog Clock

Dev C++ WinAPI Цифровые прозрачные часы. Текст на рабочем столе. Digital transparent clock. Text on desktop

Dev C++ OLE WinApi CALENDAR and DIGITAL CLOCK (15kb). Календарь и цифровые часы

Dev C++ OLE WinAPI Календарь и цифровые часы почти Vista SideBar всего 21kb

плееры:

Microsoft Visual C++ 2008 Direct Show DVD Mini Player 10.5kb

Dev C++ WinAPI Микро медиа плеер 3.5kb

Dev C++ WinAPI Мини медиа плеер 4.5kb

Dev C++ WinAPI Hint Всплывающая подсказка

Dev C++ WinAPI RECT - имитатор кнопки

Dev C++ WinAPI Заполнить ListBox

Dev C++ WinAPI Заполнить, редактировать, сохранить, загрузить ListBox (PlayList)

Dev C++ WinAPI Индикатор уровня

Dev C++ WinAPI MP3 Микро плеер Открыть с помощью...

Dev C++ WinAPI Своя кнопка

изображения:

Dev C++ GDI+ WinAPI Mini FotoResizer (16kb), изменяет размеры всех фото (JPG) до указанного размера в выбраной папке и её подпапках

Dev C++ WinAPI Сохранить BITMAP экрана, десктопа, окна, клиентской области.

Dev C++ WinAPI Изменить размер изображения BMP RESIZE. Загрузка изображений из ФАЙЛА, вывод на экран и сохранение в файл.

Dev C++ WinAPI Загрузка изображений из РЕСУРСОВ и вывод на экран.

Dev C++ GDI+ WinAPI. Преобразовать изображения из одного формата в другой (JPG в BMP, GIF, PNG и обратно ), используя дополнительные библиотеки GDI+. Загрузка изображений из файла и сохранение в файл.

Dev C++ GDI+ WinAPI масштабирование JPG RESIZE

Dev C++ OLE WinAPI. Преобразовать изображения из JPG в BMP, используя дополнительные библиотеки OLE. Загрузка изображений из РЕСУРСОВ и сохранение в файл.

Dev C++ OLE WinAPI преобразовать JPG в BMP, используя дополнительные библиотеки OLE. Загрузка изображений из ФАЙЛА и сохранение в файл.

Dev C++ OLE WinAPI масштабирование BMP RESIZE

разное:

Dev C++ WinAPI Dev C++ Преобразовать цвет точки экрана в HTML код

Dev C++ WinAPI NOTIFYICONDATA WS_EX_TOOLWINDOW Иконка в области уведомлений (notification area, tray, трей). Удалить с панели задач (taskbar).

Dev C++ WinAPI ShellExecute Создать ссылку на WEB сайт

Dev C++ WinAPI ShellExecute Создать окно со ссылкой на WEB сайт

Dev C++ WinAPI CreateProcess ShellExecute WinExec Запуск приложения из приложения

Dev C++ OLE WinAPI Создать регион Regions PopUp Меню Menu

Dev C++ FindFiles. Поиск файлов заданного типа (в примере *.JPG) в папке и её подпапках

библиотеки:

Скачать библиотеку GDI+ для Dev C++

Скачать справочнник с примерами языка C.